24.02.2016
«Дикая» таможня
«Дикая» таможня.
Новостному агентству «Фонтанка» удалось заполучить в свои руки официальный документ из таможенного ведомства озаглавленный «О позиции ФТС России» в котором его глава, Андрей Бельянинов, признается в проблемах с контролем деятельности его собственных подчиненных в Балтийской таможне. В этом документе, датированном 9 февраля, он фактически заявляет губернатору Санкт-Петербурга о том, что контролирует ситуацию только в Бронке и Усть-Луге, где есть его доверенные люди. Копию этого документа получил и полпред президента в Северо-Западном Федеральном округе Владимир Булавин. Со слов руководителя ФТС РФ выходит, что регулярно проводимые в Балтийской таможне проверки деятельности выявляют «грубые нарушения таможенного законодательства». В качестве основного правонарушения называется недостоверное декларирование ввозимых товаров, влекущее, в свою очередь, потери в величине платежей, перечисляемых в бюджет государства.
В документе отмечается, что оргштатные, кадровые, а также меры, призванные усилить таможенный контроль, проводимые в Балтийской таможне, не достигают требуемого положительного результата. Нечасто в российской практике можно услышать официальные признания в собственном бессилии от госчиновника высшего звена. В качестве меры, призванной пресечь продолжающиеся нарушения законодательства в таможенной сфере, планируется ограничить компетенцию постов Балтийской таможни, исключив из нее проведение документального таможенного контроля, связанного с декларированием и выпуском товаров, сохранив только полномочия по проведению операций по таможенному транзиту и досмотру.
Полные полномочия предлагается сохранить только таможенному посту Бронка и Усть-Лужскому посту Кингисеппской таможни. Если проводить аналогии с деятельностью МВД, то получается как если бы министр Колькольников заявил мэру Москвы Сергею Собянину, что он не доверяет московской полиции и теперь все обращения и заявления пострадавшие граждане должны адресовать в УВД Твери и Владимира. Напомним, что в состав Балтийской таможни входят 6 постов: Бронка, Гавань, Кронштадтский, Центральный, Лесной порт и Турухтанный. Таможенный пост Усть-Лужский находится в подчинении Кингисеппской таможни. Агентство «Фонтанка» отмечает кадровую чехарду в Балтийской таможне.
Весной в 2014 году начальником в Балтийскую таможню был назначен Владимир Данченков, который ранее занимал аналогичную должность в Краснодарском крае. Одним годом позже он был переведен в Поволжье. Вслед за ним своих мест лишились начальники трех постов Балтийской таможни — «Янинского», «Кронштадтского» и «Лесного порта», а также были сняты с должностей два зама начальников постов «Турухтанный» и «Гавань». В середине лета 2015 года на должность временно исполняющего обязанности начальника Балтийской таможни пришел Олег Макарский, ранее работавший в Пулковской таможне.
Однако уже с декабря 2015 года ему на смену пришел Сергей Сенько, перешедший на этот пост с должности начальника службы организации таможенного контроля СЗТУ. В беседе с таможенными брокерами, пожелавшими остаться неназванными, «Фонтанке» было озвучено, что в зависимости от того, каким постам оставят полномочия по удаленному таможенному оформлению станет ясно усложнится или же упростится процесс. Если разрешение будет дано только «карманным» ЦЭДам (центрам электронного декларирования), то это будет означать передел существующего рынка оформления. В случае же когда оформлять смогут все ЦЭДы, это будет означать реальную заботу об упрощении и ускорении таможенного оформления.
Некоторые участники рынка предвкушают возможное ослабление эффективности таможенного контроля в случае, когда товар и товаросопроводительные документы, предоставляемые для его оформления, располагаются в разных местах и нет общения в реальном времени между инспектором, выпускающим груз и инспектором, производящим его досмотр. Игроки также опасаются, что в случае если «провинившимся» постам будет оставлена только возможность транзита, а проведение удаленного выпуска им запретят, начнется коллапс с оформлением. Письмо Бельянинова допускает передел существующего рынка.
Предполагается, что будет происходить удаленное оформление товаров, когда сам товар поступает в зону таможенного контроля в порту, а декларация и документы для таможенного оформления — на один из ранее согласованных таможенных постов. Такой способ оформления уже используется, но масштаб подобного оформления может сказаться на сроках оформления. Это может привести к увеличению стоимости транспортных и терминальных услуг.
Складывающаяся ситуация может сыграть на руку терминалам в Усть-Луге и Бронке, которые не преминут воспользоваться сложившимся положением. Порт в Бронке начал свою работу с сентября 2015 года. Деятельность в нем осуществляется компанией-инвестором «Феникс», которая входит в холдинг «Форум», принадлежащий предпринимателю Дмитрию Михальченко. Порт «Усть-Луга» принадлежит ООО «Универсальный перегрузочный комплекс», входящей в UCL Port, подразделение международной логистической компании UCL Holding.
Нефтяной терминал «Усть-Луга ойл» на 74% принадлежит компаниям, контролируемым бизнесменом Андреем Бокаревым, а ОАО «Усть-Лужский Контейнерный Терминал» является одним из предприятий, входящих в состав группы Global Ports. В порт «Усть-Луга» грузы доставляются в том числе и компанией ULS, которую контролируют питерский бизнесмен Игорь Хавронов и турецкий подданный Джебраил Караарслан. Брокеры, с которыми общалась «Фонтанка», рекомендовали обратить на это отдельное внимание. Не так давно офисы этой компании были подвергнуты обыскам. Компания подозревается в причастности к делу о контрабанде 50 тысяч телефонных аппаратов iPhone, которые были задержаны в ноябре прошлого года в Пулковском аэропорту.
Нужно также отметить, что грузооборот питерских портов в 2015 году претерпел существенное сокращение объемов на 9,6% и составил 3,7 млн. тонн. В Кингисеппской таможне не смогли прокомментировать грядущие изменения в работе сославшись на отсутствие информации и официальных документов из Москвы. «Фонтанка» обратилась в СЗТУ с письменной просьбой прокомментировать ситуацию, когда исключая два порта, остальные посты Балтийской таможни не могут должным образом исполнять свои обязанности по таможенному контролю поступающих товаров. В таможенном управлении заявили, что официальный ответ на поступивший запрос будет дан позднее.
Пресс-служба ФТС РФ заявила, что попавший в руки «Фонтанке» документ носит неофициальный характер, так как он не опубликован на официальном сайте ФТС и отказалась подтверждать его существование и комментировать относящиеся к этому технические детали. Возможно, что данный документ является неким дополнением к президентскому указу от 15 января 2016 года, согласно которому ФНС получит фискальные функции, которые ранее находились в ведении таможни, а сама ФТС будет переподчинена Минфину. Также непонятна просьба Бельянинова «поддержать позицию ФТС России», направленная губернатору Санкт-Петербурга Георгию Полтавченко, так как неясно каким образом это может быть сделано.