10.08.2015
Бенефициары продовольственного эмбарго
После введения продуктового эмбарго с США, Евросоюзом и рядом других стран Бразилия, Турция, Китай и некоторые европейские страны пообещали восполнить импорт «санкционных» товаров в Россию.
В то же самое время замминистра сельского хозяйства Белоруссии Леонид Маринич назвал ситуацию с российскими санкциями «клондайком» и обещал заменить западные страны по многим позициям, в том числе сырам, мясу, цельному молоку, картофелю и яблокам.
Основываясь на данных статистики Федеральной таможенной службы (заканчиваются маем 2015 года) белорусский чиновник оказался прав. Именно Белоруссия показала наибольшее увеличение импорта «санкционного» продовольствия в Российскую Федерацию.
За 5 месяцев 2015 года Белоруссия ввезла в Россию 916,4 тыс. тонн товаров, ввоз которых ограничен из некоторых стран. За тот же период прошлого года эта цифра составила всего 568,3 тыс. тонн, как подсчитали специалисты московского Центра международной торговли.
Доля Белоруссии по поставкам в Россию «санкционного» продовольствия выросла с 13,5% до 21%. Следом за Белоруссией по объему поставок идет Турция, однако вопреки обещаниям удвоить экспорт овощей и фруктов, не смогла выйти на это уровень.
Также власти Турции обещали начать экспорт в Россию белого мяса птицы и замещать запрещенный импорт рыбы из Греции. Фактически же объем поставок за январь — май 2015 года остался уровне, сопоставимом с тем же периодом 2014 года.
Сербия выполнила свои обещания по увеличению поставок молочной продукции, хотя ее доля в импорте остается весьма скромной — менее 2%. Тем не менее в относительных величинах объем завозимой «санкционной» продукции из этой страны вырос на 57,1%. В физическом объеме поставки возросли с 50,7 тыс. тонн до 79,6 тыс. тонн.
Что же касается стран Латинской Америки, то ни Бразилия, ни Эквадор увеличить объемы своих поставок не смогли.
Китай также уменьшил поставки запрещенного продовольствия в нашу страну — с 418 до 390 тыс. тонн. Согласно прошлогодним заявлениям китайских бизнесменов они готовились замещать на российском рынке европейские фрукты и овощи.
«Скорость падения объемов импорта «санкционных» продуктов соизмерима со скоростью падения всего импорта. Скорее всего, это говорит о том, что в стране на фоне кризиса сократилось внутреннее потребление, особенно импортных товаров, которые в рублях подорожали из-за роста курса», – рассуждает генеральный директор московского Центра Международной Торговли Владимир Саламатов.
Введенное в прошлом году продовольственное эмбарго и последовавшая за ним девальвация рубля вынудили россиян изменить свои потребительские предпочтения, следует из данных исследовательского холдинга «Ромир», предоставленных РБК. Наибольший спад потребления пришелся на рыбу и морепродукты.