Спасибо за обращение!
В ближайшее время с Вами свяжется наш специалист.
Спасибо за обращение!
В ближайшее время с Вами свяжется наш специалист.
Отправить запрос
Нажимая "отправить", вы даете согласие на обработку своих персональных данных в соответствии с Правилами
Позвоните мне!
Нажимая "отправить", вы даете согласие на обработку своих персональных данных в соответствии с Правилами
Схема проезда в наш Московский офис

Разбираемся с нюансами работы системы взимания платы "Платон"


Несколько дней назад в России была запущена система по взиманию платы за проезд по федеральным трассам с большегрузных автомобилей. О вводе системы в эксплуатацию объявил глава Минтранса РФ Максим Соколов, приехавший в Ростов-на-Дону для проведения ее презентации. Система получила название «Платон» (сокращение от «плати за тонну»). Во время встречи министр отметил, что возможно «определенное напряжение» у владельцев большегрузного транспорта, но оно носит «временный характер». Напомним, что в 40 регионах страны прошли забастовки против введения подобной системы, тогда фурами были блокированы многие магистрали. О визите министра транспорта в Ростов-на-Дону стало известно от местных властей, которые, однако, просили никак не анонсировать это событие в СМИ.

Министр транспорта Максим Соколов приехал на встречу вместе с губернатором  губернатором Ростовской области Василием Голубевым и коммерческим директором компании-разработчика системы «Платон» «РТ-Инвест Транспортные Системы» Антоном Замковым. Общение с чиновниками происходило в офисе компании-разработчика. Полноценное функционирование системы с 15 ноября сего года началось только в Московской области. Это подразумевает не только регистрацию пользователей, но и взимание штрафов за неиспользование системы. В остальных регионах России, в том числе и в Ростовской области, штрафы с нарушителей будут взиматься с марта 2016 года.

Первое упоминание о системе «Платон» было сделано еще в сентябре 2014 года. Основной идеей стало решение о компенсации вреда дорожному полотну, причиняемого большегрузным  транспортом.Сама идея взимания такой платы не нова: плату за проезд с грузовиков взимают почти все европейские страны.Договор на разработку системы, которая собирала бы плату с владельцев большегрузных фур и других крупнотоннажных автомобилей массой свыше 12 тонн за каждый километр пробега по федеральным трассам, был заключен Федеральным дорожным агентством с компанией «РТ-Инвест Транспортные Системы» - «дочкой» корпорации «Ростехнологии».

Изначально планировалось проведение конкурса на разработку, но в дальнейшем от него отказались, так как опыта создания подобных систем у отечественных компаний не было, а от привлечения иностранных компаний отказались, ссылаясь на «вопрос национальной безопасности». В разработку системы было вложено более 29 миллиардов средств, 27 из которых были выделены в виде кредита «Газпромбанком». С августа 2015 года была начата предварительная регистрация пользователей системы из числа крупных грузоперевозчиков, а с сентября заработал круглосуточный колл-центр.

Самостоятельная регистрация пользователей системы началась с 5 октября, а за месяц до даты официального запуска системы открылись Центры обслуживания пользователей в регионах России. Под действие системы попадает около 2 миллионов грузовых транспортных средств. Первоначально планировалось, что за каждый пройденный километр по федеральной трассе перевозчик будет платить 3,73 рубля. Однако 10 ноября, за 5 дней до официального запуска системы было объявлено, что за первые месяцы работы плата составит 1,52 рубля. Это решение было принято правительством под давлением со стороны бизнеса. С начала же марта 2016 года до конца 2018 года цена километра в системе «Платон» составит 3,06 рубля.

Разработчики системы обещают запустить с середины ноября мобильное приложение, которое позволит пользователям прокладывать и отменять маршрутные карты. 138 офисов компании «РТ-Инвест Транспортных Систем» по всей стране работаю с пользователями системы и принимают сообщения о сбоях и неполадках. Также информацию о неполадках системы можно сообщить в круглосуточно работающий колл-центр. По предварительным оценкам, после запуска системы поступления в дорожный фонд составят порядка 50 миллиардов рублей в год.

Для регистрации в системе частному пользователю необходимо будет зайти на сайт системы «Платон» и отправит на указанный адрес электронной почты сканы необходимых для регистрации документов (ИНН, свидетельство о регистрации индивидуального предпринимателя, техпаспорт на машину, общегражданский паспорт данные расчетного счета в банке). Разработчик заявляет, что регистрация в системе займет от 3 до 5 рабочих дней. На встрече с журналистами министр транспорта отметил, что крупные перевозчики, с автопарком более 50 машин, давным-давно заключили договоры на обслуживание в системе, прошли регистрацию, оборудовали свои авто бортовыми устройствами и купили маршрутные карты.

Напряжение же, с его слов, отмечается только среди «неорганизованного сектора и частных перевозчиков».О также заявил, что для тех, кто не успел пройти регистрацию вводятся разовые проездные документы, которые можно получить по упрощенной системе. Это можно сделать зайдя на сайт и введя госномер транспортного средства. Министр отметил, что правительство оперативно отреагировало на пожелание бизнеса о снижении стоимости проезда, заявив, что стоимость проезда в России существенно меньше аналогичной в странах Европы, где один километр стоит от 11 до 28 евроцентов, что составляет порядка 25 рублей.

Вырученные средства планируется направить на улучшение качества трасс и инфраструктурные проекты, такие как сооружение и ремонт мостов, переходов, эстакад и путепроводов. Однако слова министра об использовании лучшего европейского опыта и временные ценовые уступки практически не повлияли на настроения дальнобойщиков, которые 11 ноября выехали на дороги в 40 регионах страны и устроили масштабную акцию протеста против введения системы «Платон», результатом которой стали многокилометровые пробки.

В Новосибирской области из-за вышедших на дорогу фур образовалась 15 километровая пробка. В Ростовской области была практически заблокирована трасса «Дон». В Московской области дальнобойщики встали на обочине автодороги М-5 «Урал» за Лыткаринским мостом и М-4 «Дон». Протестующие требовали отмены системы, которую они считают неработоспособной и не готовой к использованию. Они уверены, что размер взимаемой платы непомерен и приведет к  банкротству малого и среднего бизнеса.

По данным Коммерсанта с 15 ноября могут начаться перебои с поставками продуктов из-за того, что не все федеральные торговые сети подключились к системе. В частности могут возникнуть сложности у таких крупных ритейлеров как X5 Retail Group (сети «Карусель», «Пятерочка» и «Перекресток»), ТД «Интерторг» (сети «Семья» и «Spar») и в «Ленте». Под угрозой оказались до трети всех грузоперевозок. Возможность возникновения проблем с поставкой товаров не стал отрицать и министр промышленности и торговли Денис Мантуров. Из претензий, озвученных министру транспорта особо отмечаются проблемы с регистрацией в системе, трудности с получением транспортной карты и отсутствие интернета по пути следования транспорта. Министр предупредил о введении штрафов за бесплатный проезд по федеральным трассам. Штраф на водителя составит 5000 рублей, на владельца-индивидуального предпринимателя — 40 000 рублей, а на юридическое лицо — 450 000 рублей.

При повторном нарушении суммы штрафов будут увеличиваться и для юридического лица составят до 1 миллиона рублей. Во время визита в офис компании «Транспортные системы» системы министру транспорта и губернатору были показаны мобильные комплексы, оборудованные компьютерами, которые будут курсировать по российским трассам и отслеживать работу системы. Планируется использование до 100 так называемых «систем мобильного контроля». Неплательщикам, решившим ездить в обход системы будут высылаться протоколы с требованием об уплате штрафа.

Со слов разработчиков системы она позволяет работать как с маршрутными картами, так и с бортовыми устройствами. Бортовое устройство, по размерам напоминающее мобильный телефон подсоединяется к прикуривателю машины. Списание средств происходит в он-лайн режиме. Для этого пользователь должен будет перед выездом положить средства на расчетный счет. Устройство, являющееся отечественной разработкой, тестировалось на работоспособность в течение месяца. Оно позволяет отслеживать баланс расчетного счета и имеет связь со спутниками для считывания количества пройденных километров, а также  может предупреждать пользователя о том, что у него заканчиваются деньги.

Однако даже не смотря на удобство пользования бортовыми устройствами согласно мировой практики ими пользуется всего 15% водителей. Остальные оплачивают проезд маршрутной картой. Это можно сделать зайдя на сайте «Платона» в личный кабинет после составления соответствующего маршрута. В самом Ростове есть пока всего один офис «Платона», который открылся месяц назад. Люди стоят в очередях, сидят за столами заполняя документы — как правило это те, кто по каким-либо причинам не смог зарегистрироваться удаленно или пришедшие забрать бортовое устройство.Один из местных ростовских предпринимателей Владимир Ивченко поделился своими соображениями относительно системы, сказав, что довольных подобными нововведениями нет. Отправленные для регистрации в системе документы зарегистрированы не были, хотя прошел уже месяц с их отсылки. Согласно информации на сайте ответ должен был прийти в течение нескольких дней. Пришлось ехать регистрироваться непосредственно в офис.Аналогичные западные системы проходили тестирование в течение пары лет, а отечественная — всего месяц.

По оценкам предпринимателя если его машина будет проходить по 100 тысяч километров в год, то он будет вынужден отдавать более 150 тысяч рублей, а в дальнейшем эта сумма значительно увеличится. Он также опасается, что перекладывание расходов на владельца перевозимого груза мало поможет, так как авансом за перевозку практически никто не платит, а случаи когда «кидают» с оплатой часты. К маршрутным картам тоже претензий достаточно. В случае внезапной смены места доставки приходится менять маршрут, иначе грозит крупный штраф. Маршрут приходится регистрировать по новой, оплачивать и ждать перевода денег, что может занять до 6 часов времени.

Со слов Ивченко многие его знакомые, бастовавшие в Ростове, в первые дни вообще не собираются выезжать на маршрут, опасаясь будет ли работать система и насколько корректно. К сожалению, их опасениям было суждено сбыться в первый же день работы системы «Платон». Из 43 сибирских грузовых компаний маршрутные карты смогли получить только 3 из них — система зависает.

 Председатель правления Сибирской ассоциации автоперевозчиков Алексей Лядусов сообщил, что поступали жалобы на то, что 15 ноября система не видит средств, перечисленных несколько дней назад, в некоторых случаях при выписке маршрутной карты деньги списываются как за несколько карт, сайт системы и терминал в офисе оператора — «РТ-Инвест Транспортные системы» (РТИТС) — зависли, а до call-центра «не дозвониться».

Сам же оператор системы «Платон», компании РТИТС, пожаловался на компьютерную атаку на систему, сайт которой получал 2 млн запросов в секунду. По словам представителя системы ситуация стабилизирована, все сервисы системы работают, а данные пользователей в безопасности.

Об атаке на сайт системы «Платон» рассказал РБК и глава Росавтодора Роман Старовойт. По его словам, сейчас все последствия устранены. Представитель ассоциации «Дальнобойщик» Валерий Войтко рассказал, что ранее дальнобойщики неоднократно предупреждали о возможности транспортного коллапса из-за ввода системы «Платон». Он считает, что система должным образом не протестирована и в нынешнем виде неработоспособна, а это в свою очередь приведет к тому, что «четыре пятых всех автомобилей не смогут выйти в рейсы».

Помимо технических проблем с функционированием системы, озвучиваемых автоперевозчиками, высказывается мнение, что введение платы с грузовиков за проезд по федеральным трассам разгонит инфляцию с прогнозируемых Центробанком 5,5 – 6,5% до 7,5 – 8,5%, так как предприниматели, получив от автоперевозчиков счет за услуги, увеличенный на стоимость оплаты проезда, не преминут воспользоваться законным поводом для индексации цен.

По мнению исполнительного директора Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Андрея Карпова, первыми индексировать цены начнут крупные федеральные сети такие как «Магнит» и «Дикси», имеющие собственный парк фур. Остальные ритейлеры, которые нанимают сторонних перевозчиков, некоторое время будут работать по старым расценкам. Снижение объемов перевозок и конкуренция на рынке вынудит дальнобойщиков платить из своего кармана, боясь потерять крупного клиента.

Самих транспортников такая ситуация тоже не устраивает. Со слов руководителя ассоциации «Грузавтотранс» Владимира Матягина больше половины выручки автоперевозчиков съедается расходами на топливо и зарплаты, и это еще не принимая во внимание такие затраты как обслуживание автопарка и амортизацию. «Поэтому мы настаиваем, чтобы в законе было прописано, что транспортный сбор должен оплачивать заказчик — иначе нам придется работать в ноль или минус», - заявил Матягин.

В качестве иллюстрации участники рынка приводят расчет стоимости доставки контейнера из Москвы в Петербург, которая на сегодняшний день составляет 36 тысяч рублей. При ставке 3,06 рубля за километр, которая будет введена с 1 марта 2016 года, стоимость доставки вырастет до 38,2 тысяч рублей. Отправка же фуры из Краснодара в Питер с марта 2016 года за счет транспортного сбора увеличится со 100 тыс. рублей до 106,3 тыс. рублей. Таким образом, цена доставки вырастет примерно на 6%.

Несмотря на заявления крупных ритейлеров, обещающих избежать подорожания за счет расширения сотрудничества с местными поставщиками и оптимизации логистики, в большинстве своем дальнобойщики не столь оптимистичны в оценках.Владимир Матягин считает, что «из-за сбора подорожает бензин, а также запчасти для машин, которые тоже надо откуда-то привезти». По его мнению, в результате стоимость услуг дальнобойщиков может вырасти на все 10–20%.

Производители продуктов питания также предупреждают, что подорожание коснется не только продуктов, привезенные из дальних регионов, но и тех, что произведены в самой Северной столице, так как необходимое для производства сырье зачастую доставляется из других регионов России. К примеру, петербургские рыбоконсервные заводы получают сырье из Калининграда и с Черного моря, а мясо для колбасных производств — из Центральной России.

Ассоциация «Союзмолоко» прогнозирует, что введение сбора с грузовиков приведет к ускорению инфляции на 2 процентных пункта. Таким образом вместо прогнозируемых ЦБ 5,5–6,5% стоимость потребительских товаров в среднем увеличится на 7,5–8,5%.

По мнению директора по развитию компании «Руспродсоюз» Дмитрия Вострикова, рост цен не будет равномерным и сильнее всего возрастет цена на социальные продовольственные товары с небольшой стоимостью, которая может вырасти сразу на 15%.

Ритейлеры также опасаются, что грядущая индексация цен будет непрозрачной, так как  транспортный сбор неизбежно будет заложен в ближайшее повышение, но отдельной строкой его никто не пропишет. «Цену поднимут как сочтут нужным», — считает топ-менеджер одной из сетей Владимир Кучерук. По его мнению, сети либо пропорционально увеличат цену товара на полке либо вовсе откажутся от чрезмерно подорожавших товаров.

Еще одним вопросом введения системы «Платон», разработчиком которой, напомним, стал Росавтодор совместно с компанией РТИТС (совместный проект сына Аркадия Ротенберга Игоря и госкорпорации «Ростех») является использование вырученных средств на ремонт трасс и строительство объектов дорожной инфраструктуры, о чем заявлял Министр транспорта РФ Максим Соколов.

Тема строительства и ремонтов автомобильных дорог неизменно вызывает интерес и бурную эмоциональную реакцию со стороны общества. Горячо обсуждается как качество работ, их необходимость, масштаб, а также стоимость. Проводятся многочисленные параллели с опытом Евросоюза и Соединенных Штатов.

Многочисленные скандалы, связанные с темой строительства и ремонта дорог, периодически освещаемые в СМИ, невольно заставляют задуматься об использования собранных средств, так как может случиться, что наряду с ростом стоимости транспортных услуг, а также продуктов в ближайшем супермаркете, который, по разным оценкам, может составить от 6 до 15%, мы получим «ямочный» ремонт трасс, разворованные средства и новые скандалы в новостных заголовках.

В этом случае единственным перенятым Россией европейским опытом станет только взимание денег с транспортников, а современные и безопасные автобаны и развязки европейского и американского уровня мы будем видеть только в странах, чей опыт мы так усердно «переняли».

 

 

 

8 800 50 55 643
Обратный звонок
Понедельник - Пятница
С 09:00 до 18:00

Посещая этот сайт, вы разрешаете нам для его полноценного функционирования собирать ваши метаданные (cookie, IP-адрес и местоположение)